Марокканский стиль в интерьере

Марокканский стиль в интерьере

Марокканский стиль в интерьере 

Марокканский стиль — актуален во всем мире, его можно
встретить в домах известных людей в Европе, в Америке или Австралии. Он
прочно удерживает лидирующее место, легко узнаваем и становится весьма
популярным в России, особенно в индустрии развлечений, например в
оформлении интерьеров ресторанов, баров.

Марокко — страна, расположенная на северо-западе Африки. От
Европы ее разделяет 14 км. Гибралтарского пролива. Страна эта уникальна
и самобытна, начиная от климатических особенностей и заканчивая
культурным наследием. Марокканцы говорят, что в Марокко в один день
можно побывать в четырех сезонах. Утром — искупаться в Атлантическом
океане или Средиземном море, днем — покататься на лыжах в горах
Верхнего Атласа, а вечером — быть в Сахаре.

Стилистика марокканского стиля также многогранна и очень
гармонична, несмотря на смешение многих культур (стилей). Это дает
простор для дизайнеров и декораторов со всего мира. Побывав в Марокко,
я бы назвала эту страну «кладезем идей» для «нашего брата» — декоратора.

Для того чтобы понять от куда, что взялось в данном стиле нам нужно немного вернуться к истории.

История региона, составляющий современный Марокко, образована
взаимоотношениями коренного населения — берберов и различных народов,
успешно вторгавшихся в страну. Впервые берберы упоминаются в истории
Африки как грабители, подчинившие себе все торговые пути через Сахару,
а первыми из чужестранцев были финикийцы, которые основали торговые
города на Средиземном побережье (XII в. до н.э.). Позднее их колонии
были захвачены и расширены карфагенянами. Во II в. н.э. Римская империя
завоевала Карфаген, что привело к господству римлян на
Средиземноморском побережье Африки. Наступил период относительного
мира. Берберы расселились в городах на побережье и в III в. н.э.
приняли христианство.

Правлению Византии положили конец арабы, вторгшиеся в Марокко
в 682 г., осуществляя распространение власти ислама. Который
существенно повлиял на жизнь магрибцев. Ислам был идеологическим и
организационным связующим, для обеспечения караванного пути из Индии в
страны Средиземноморья, вдоль берега Красного моря. Он объединил
племена и стер различия между ними. На основе создания общего
культурного пространства Ислам и художественные традиции разных народов
обогатили друг друга, а некоторые национальные жанры и сюжетные линии,
например поэтические, приобрели общемусульманское значение. Впитав в
себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших
завоеванные земли, арабо-мусульманская культура стала единой.

В то время Марокко становится центром империи, охватившей
современный Алжир, Тунис, Ливию и большую часть территорий современных
Испании и Португалии.

Распад империи начался в XIII в. после вторжения испанцев, а к
середине века страну захлестнули беспорядки и гражданские войны между
берберами и арабами.

Возрождение Марокко началось XVI-XVII вв. и считается золотым
веком для страны, в основном благодаря развитию торговли, ремесла,
мануфактурного производства и судоходства, что благоприятно сказалось
на развитии искусства и архитектуры. В это время враждующие регионы
страны стали объединяться.

Период экспансии на побережье Марокко начинается с вторжения испанцев и португальцев в порт Сеута в 1415 году.

Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента,
привлекала внимание колониальных держав — Франции, Великобритании,
Германии, Италии и Испании. В результате, в конце XIX в. регион
оказывается в колониальной зависимости.

Европейские компании и поселенцы занимают наиболее плодородные
земли, устанавливают контроль над банками, а также над большинством
промышленных и крупных торговых предприятий. Иностранцы добывают
полезные ископаемые, строят железные и шоссейные дороги, развивают
связь и расширяют порты; строят школы и лицеи, распространяя
европейские знания. В то время, основную массу населения составляли —
крестьяне, и попытки освободиться от влияния европейских государств
были малорезультативными, и к тому же африканские государства были в
финансовой зависимости от Европы. И все-таки в 50-60 годы XX столетия
североафриканские государства получили независимость.

Значительное влияние на культуру Марокко в этот период оказали
Франция и Испания. Франция владела большей частью Марокко, и
соответственно внесла наиболее значительный вклад в историю государства.

Первый французский наместник, маршал Луате, с уважением
относился к культурным традициям Марокко, он не стал разрушать и
перестраивать существующие города, а построил новые — французского
типа. Французы не навязывали свои архитектурные каноны. Они оставили
нетронутыми старинные кварталы в центре. Сохранились шумные базары,
узкие улочки, городские дома с замкнутыми внутренними двориками —
традиционные арабские «риады». Во многих домах, спроектированных
французскими архитекторами, можно увидеть арабский орнамент — мозаику,
выложенную из плиток, деревянную резьбу, фризы со сложной лепниной,
деревянные потолки. Подлинный шедевр архитектуры — вилла построена
художником Жаком Мажорелем, в 20-х годах прошлого века. После его
смерти усадьбу приобрели Пьер Берже и Ив Сен-Лоран. Пройдя длительную
реставрацию — дом возродился, удачно соединив ориентализм и модернизм.

Французские архитекторы и ранее участвовали в проектировании зданий различного назначения, на территории современного Марокко.

В Касабланке на берегу океана стоит одна из самых больших и
прекрасных мечетей мира — мечеть Хасана II. Это самая западная и вторая
в мире по величине мечеть после Мекки. Ее архитектор — француз Мишель
Пинсо — даже не был мусульманином.

Значительный вклад в популяризацию марокканского стиля внесли художники — импрессионисты, в частности — Анри Матисс.

Так, что такое длительное пересечение, взаимовлияние и
взаимопроникновение разных культур не могли не сказаться на развитии
культуры в стране, и как следствие на формировании марокканского стиля.
Марокко — это синтез несоединимого, интернационального, современного и
неизменного — уходящего вглубь веков.

Марокканский стиль условно можно разделить на два направления: берберский и испано-мавританский (андалузский).

Берберский — простой и лаконичный, немного грубоват по
исполнению. Он разительно отличается от пышного испано-мавританского.
На протяжении тысячелетий искусство берберов сохраняется в
первоначальном — примитивном виде, где основными являются утилитарные
задачи. И никакие цивилизации, даже доминирующая — мусульманская
культура не смогли оказать на него заметного влияния.

Марокканский стиль предполагает неожиданное разнообразие
дизайна: от наивного до утонченного. Использование этого стиля
одинаково будет уместно в роскошном особняке и простом жилище. Основным
требованием при создании интерьера в данном стиле должны быть
импровизация и смелое использование возможностей материала.

Если вам хочется создать уют и внести утонченную экзотику в интерьеры своего дома (и не только) попробуйте использовать Марокканский стиль,
и вы не будете разочарованы. А чтобы быть уверенным в своем выборе —
давайте подробно разберем составляющие для создания этого стиля и
погрузимся в пьянящую атмосферу этой Североафриканской страны.

Колористика данного стиля — это сочетание теплых тонов охры,
терракоты, песочного, белого с контрастными — кобальтово-синим,
ультрамарином и изумрудно- зеленым. Как акцент — красный, фиолетовый.
Основная идея создать вибрирующую игру цвета. Это гармоничное
столкновение живых оттенков — действует возбуждающе, задает интерьеру
характерную импульсивность.

Стены и потолок:

Как правило, это теплый цвет стен, возможно использование
традиционной марокканской штукатурки «ТАДЕЛАКТ». Благодаря ей, стены
получаются похожими на мрамор. Таделакт — это глянцевая минеральная
штукатурка для устойчивых к воздействию воды поверхностей, для
внутренней отделки по традиционной марокканской технологии из смеси
песка, негашеной извести и земляных пигментов. Берберы в Марокко
работают очень простыми, но, тем не менее, эффективными инструментами.
Важнейшим из них является камень, и чем дольше он используется, тем
более гладким и ценным это покрытие становится. В нашем случае возможно
применение венецианской штукатурки (stucco veneziano).

Декораторский прием — окрашенные поверхности стен в контрасте
с резным фризом на верхней части стены или с декоративной резной
вставкой очень актуален в данном стиле. Причем тоновое и цветовое
решение может быть как родственное, так и контрастное. Например — белые
стены и белый фриз, или синие стены и белый декоративный фриз.

Марокканцы активно используют в нижней части стены мелкую
глазурованную плитку «ZELLIJE» («ЗЕЛИДЖ»). Разноцветная плитка имеет
размер не больше 3×3 см., и уложена в геометрические мозаики с самыми
необычными и сложными узорами. Исторически этой плиткой облицовывали —
камины, фонтаны, бассейны, полы, лестницы и даже столешницы. В Марокко
можно встретить множество храмов, где в интерьерах активно используется
данная техника. В современном интерьере — можно «разбавить» мелкую
плитку с плиткой более крупного формата.

Потолок может быть оформлен несколькими способами в зависимости от назначения помещения, например:

  • Эвкалиптовые, олеандровые ветки или прутья (как можно
    тоньше), укладывают поперек балок. После дерево покрывают известкой,
    чтобы создать ощущение пространства и защитить дерево от грибка и
    паразитов.
  • Резной потолок из кедра, расписанный вручную (можно
    использовать аналоги из гипса). Это очень трудоемкая техника и
    соответственно дорогая, но она этого стоит. Интерьер с таким потолком
    или фризом на стене производит незабываемое впечатление. Данное решение
    смотрится великолепно — при высоких потолках.
  • Потолок можно обшить деревом и открасить, будет уместно
    использование орнамента.
    Еще одной функциональной особенностью марокканского интерьера —
    является наличие многочисленных ниш, которые заменяют привычные полки и
    шкафы. И конечно стрельчатые арки, для которых необходима большая
    высота помещения.

Полы:

На полах, марокканцы используют, все ту же технику «ZELLIJE»
(«ЗЕЛИДЖ»), что и на стенах. Также актуальны в данном стиле —
терракотовая плитка и каменные полы, применение их вызвано
климатической необходимостью. При нашем климате можно заменить плитку —
линолеумом. Но если есть большое желание облицевать пол керамической
плиткой в жилых помещениях — рекомендую использовать «теплые полы».

Текстиль и аксессуары:

Особой темой в марокканском интерьере — является ARTISANAT (с
французского — ремесленные изделия). Причем, изделия могут быть разного
качества и для разных сословий, как для простых людей, так и для
принцев и королей. Большой популярностью пользуется резная мебель,
мебель — расписанная вручную. Инкрустированные перламутром, деревом,
костью верблюда или мельхиором резные сундуки и рамы для зеркал. Фонари
из чеканки с цветными стеклышками; светильники из кожи верблюда на
металлическом каркасе. Ковры — выполненные в самых разнообразных
техниках ткачества; керамика; пуфы из кожи и многое другое.

Текстиль одна из основных составляющих марокканского стиля.
Изобилующее наслоение тканей, вышитых подушек и ковров должны создавать
атмосферу покоя и гармонии.

И конечно, для пикантности (если позволяет архитектура здания,
помещения) добавить в интерьер фонтан и оконные ставни из темного
резного дерева или кованые решетки.

Марокканская культура многолика. Традиции бережно хранятся и
передаются из поколения в поколение. До сих пор настоящие мастера
своего дела: будь то изготовитель светильников или сундуков, мастер
резьбы по дереву или скорняк, — все они работают вручную, вкладывая в
производство частицу своей души. Поэтому интерьеры, наполненные
предметами декора, выполненными марокканскими ремесленниками, имеют
особую — живительную ауру, которая необходима для восстановления
моральных и физических сил современного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *